Афоризм дня

Радио, уходя, забыли выключить, и Карузо — великий Карузо! — пел перед пустым залом. Эмиль Кроткий






  Новости и анонсы

21.11.2007

В ноябрьском номере журнала «Читаем вместе» опубликована статья Константина Душенко «Знаменитая теория стакана воды» из цикла «История знаменитых цитат».

В 2001 году в Сети появилась игра «Как стать революционером?» — германский ответ на американскую забаву «Как
стать миллионером?». За два года в эту полит-игру сыграли 130 тысяч немцев, а вскоре вышла и книжка под тем же
названием. Среди прочих вопро-сов один особенно меня заинтересовал:


КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ «ТЕОРИЯ СТАКАНА ВОДЫ»?


А. Анжела Девис


B. Эмма Голдман


C. Александра Коллонтай


D. Роза Люксембург.


Про Анжелу Девис у нас еще многие помнят; Эмма Голдман — американская анархи-стка и феминистка родом из России.
Правильным считался ответ «C», с пояснением: «Александра Коллонтай, политическая активистка в революционной России,
призывала женщин потреблять секс как стакан воды — без раздумий, без обязательств и без всякой романтики».


Именно так обычно и пишут, даже в научных книжках: «знаменитая теория «стакана воды» Александры Коллонтай».
(Изредка упоминаются еще Клара Цеткин, Инесса Арманд и опять же Роза Люксембург.)


Обратимся к источникам — вернее, к одному-единственному источнику. Это мемуар-ная заметка Клары Цеткин «Из
записной книжки», опубликованная в 1925 году. Дело про-исходит осенью 1920 года; Цеткин, только что вернувшаяся из
Германии, беседует с Ле-ниным в его кремлевском кабинете. Впрочем, это не беседа, а нескончаемый ленинский монолог,
целый трактат, прочитанный перед одним-единственным слушателем, двадцать три страницы прямой речи вождя. (Как
историк замечу, что достоверность такого рода за-писей задним числом крайне сомнительна.)


Большая часть монолога посвящена «половому вопросу», на который, как и на все ос-тальное, Ильич взирает с высот
мировой революции. С этой точки зрения «половой во-прос» только помеха: «Сейчас все мысли работниц должны быть
направлены на проле-тарскую революцию», нельзя допускать «никакого расточения и уничтожения сил». А что на деле?
«Мне так называемая «новая половая жизнь» молодежи — а часто и взрослых — довольно часто кажется разновидностью
доброго буржуазного дома терпимости. (...) Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, будто бы в коммунистическом
обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначи-тельно, как выпить стакан
воды. От этой «теории стакана воды» наша молодежь взбеси-лась, прямо взбесилась». И дальше: «Я считаю знаменитую
«теорию стакана вод» совер-шенно не марксистской и сверх того противообщественной». «Конечно, жажда требует
удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или
даже из стакана, край которого захватан десятками губ?»


Как видим, «теория» дважды названа «знаменитой». Тем удивительнее, что вся она известна только по мемуарам
Цеткин; никаких признаков ее существования — по крайней мере в России — никто до сих пор не нашел.


Александра Коллонтай о «стакане» не говорила, напротив: в своих теоретических ра-ботах она защищала «крылатый
Эрос» (духовную близость) против «бескрылого Эроса» (чисто физическое влечение). И лишь в ее рассказе «Любовь трех
поколений» из сборника «Любовь пчел трудовых» (1923) младшая из трех героинь замечает: «Они мне нравились, и я
чувствовала, что нравлюсь им... Все это так просто». «Вас удивляет больше всего, что я схожусь с мужчинами, когда
они мне просто нравятся, не дожидаясь, когда я в них влюблюсь? Видите ли, чтобы «влюбиться», на это надо досуг, я
много читала романов и знаю, сколько берет времени и сил быть влюбленной. А мне некогда. У нас в районе сей-час
такая ответственная полоса». Сама Александра так не думала.


Откуда же взялся «стакан воды»? Ильич (пером Клары Цеткин) разъяснял, что «тео-рия стакана воды» «не нова и не
коммунистична. Вы, вероятно, помните, что эта теория проповедовалась в изящной литературе, примерно в середине
прошлого века, как «эман-сипация сердца». В буржуазной практике она обратилась в эмансипацию тела».
Ильич — или же Клара — допускает существенную неточность. Об «эмансипации плоти» (это более верный перевод)
заговорили отнюдь не пресыщенные буржуи, а со-циалисты-сен-симонисты и, вслед за ними, Генрих Гейне. А в биографии
Фредерика Шо-пена, написанной Ференцом Листом как раз в середине XIX века (1852), приводились сло-ва подруги Шопена,
главной женщины-эмансипантки той эпохи:


«ЛЮБОВЬ, КАК СТАКАН ВОДЫ, ДАЕТСЯ ТОМУ, КТО ЕГО ПРОСИТ».


Так что, пока не отыщутся другие свидетельства, творцом «теории стакана воды» бу-дем считать Аврору Дюдеван,
более известную под именем Жорж Санд.


Константин Душенко


«Читаем вместе», 2007, ноябрь.

Все записи



Copyright © Душенко, Издательство "ЭКСМО"


НОВОСТИ И АНОНСЫ


05.07.2018 В № 3 (март), журнала «Читаем вместе» за 2018 г. опубликована статья Константина Душенко «Братья по разуму»

04.06.2018 В № 12 (декабрь) журнала «Читаем вместе» за 2017 г. опубликована статья Константина Душенко «Скелет в шкафу».

Архив новостей

НОВАЯ ВИКТОРИНА!

 

ГДЕ КУПИТЬ
ПОДПИСКА

 





Книги Константина Душенко


Обратная связь

Rambler's Top100