Афоризм дня

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние. Лев Толстой






  Новости и анонсы

18.10.2011

В № 8/9 (август-сентябрь) журнала «Читаем вместе» за 2011 опубликована статья Константина Душенко «Бывшее сделать небывшим, или Парадоксы всемогущества» из цикла «История знаменитых цитат».

Бывшее сделать небывшим, или Парадоксы всемогущества
«А может ли Бог бывшее сделать небывшим?», — таков один из парадоксов о всемогуществе Божием.
Греки и римляне знали совершенно точно: «Невозможно бывшее сделать небывшим». Это положение мы находим уже в элегиях Феогнида (VI в. до н.э.). Аристотель цитировал изречение афинского драматурга-трагика Агафона (V в. до н.э.): «Ведь только одного и богу не дано: / Не бывшим сделать то, что было сделано».
Детальный перечень невозможного для богов представил Плиний Старший, римский ученый-энциклопедист I в. н.э. («Естественная история», II, 27): «Для человека немалое утешение видеть, что бог не все может: так, он не может покончить с собой, когда ему захочется, что является наибольшим благом в нашем положении; не может сделать смертных бессмертными; не может воскресить мертвого; не может сделать жившего нежившим, а того, кому воздавались почести, не получавшим их, — так как он не имеет никакой иной власти над прошлым, кроме забвения». И, конечно, даже боги не могут нарушить законы логики и математики: «Бог не может сделать, чтобы дважды десять не было двадцатью». (В 1625 г. голландец Гуго Гроций изложил ту же мысль в современной форме: «Даже Бог не может сделать, чтобы дважды два не было четыре»).
Для христианских мыслителей это было не столь очевидно. Итальянский кардинал XI века Петр Дамиани в трактате «О божественном всемогуществе» заявил: «Бог (...) может сделать бывшее небывшим». Петр Дамиани возражал Иерониму Стридонскому, одному из отцов западной Церкви. Иероним считал, что «хотя и все может Бог», но даже он не может восстановить утраченную девственность: «Может, правда, освободить от наказания, но не имеет силы увенчать падшую» («Письмо к Фурии о хранении вдовства», 394 г.).
Петр Дамиани, напротив, писал: «Признаю и, не боясь никаких возражений насмешливых спорщиков, утверждаю без колебаний: может всемогущий Бог всякой многобрачной вернуть девственность, восстановить в самом ее теле знак невинности, с которым вышла она из чрева матери». Этого мало: Бог может сделать так, чтобы Рим, основанный в древние времена, не был основан. Потому что Бог, по убеждению Дамиани, не связан ни законами природы, ни законами логики.
У позднейших церковных авторитетов этот тезис признания не нашел. Фома Аквинский в «Сумме теологии» учил: «Исключено из всемогущества Бога то, что противоречит сущности разума» — например, «то, что бывшее стало небывшим».
Того же мнения держался великий математик и богослов Готфрид Лейбниц: «Бог, будучи высочайше премудрым, не может отступить от сохранения известных законов и не может не действовать согласно правилам, как физическим, так и моральным, которые избрала его премудрость» («Опыты теодицеи» (1710), I, 28).
И все же некоторые позднейшие мыслители, в т.ч. Кьеркегор и Лев Шестов, вернулись к тезису Петра Дамиани: законы нашей логики Богу не писаны, иначе вера как таковая теряет смысл. Тут уместно процитировать Тургенева: «О чем бы ни молился человек — он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два — не было четыре!» («Стихотворения в прозе. Молитва», 1881).
Существует множество формулировок парадокса о всемогуществе Божием. Из них едва ли не самый известный — парадокс о камне: «Может ли Бог создать камень, который он сам не в силах поднять?» Этот парадокс появился лишь в XIX в., хотя уже в XIV в. итальянец Григорий из Римини доказывал, что Бог может создать бесконечно большой камень.
В «Воспоминаниях» Лидии Ивановой приводится ответ поэта-символиста Вячеслава Иванова на этот хитрый вопрос: «Бог не только может, Он уже создал такой камень. Это есть человек с его свободной волей». Почти так же отвечал польский писатель и критик Кароль Ижиковский (1873–1944): «Такой камень есть — это наш мир».
В наше время «бывшее сделать небывшим» чаще всего означает исправление истории задним числом. Поэтому закончу афоризмом из «Дневника» английского писателя Сэмюэла Батлера (1835–1902): «Бог не может изменить прошлое, но историки могут. И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу, Бог терпит их существование».
Константин Душенко.
Журн. «Читаем вместе», 2011, № 8/9 (август—сентябрь).

Все записи



Copyright © Душенко, Издательство "ЭКСМО"


НОВОСТИ И АНОНСЫ


05.07.2018 В № 3 (март), журнала «Читаем вместе» за 2018 г. опубликована статья Константина Душенко «Братья по разуму»

04.06.2018 В № 12 (декабрь) журнала «Читаем вместе» за 2017 г. опубликована статья Константина Душенко «Скелет в шкафу».

Архив новостей

НОВАЯ ВИКТОРИНА!

 

ГДЕ КУПИТЬ
ПОДПИСКА

 





Книги Константина Душенко


Обратная связь

Rambler's Top100