Афоризм дня

Умирать без предписания врача не полагается. Мольер






  Новости и анонсы

10.05.2012

В № 4 (апрель) журнала «Читаем вместе» за 2012 г. опубликована статья Константина Душенко «Будьте бдительны, или Цена свободы» из цикла «История знаменитых цитат».

Будьте бдительны, или Цена свободы

В наше время «Будьте бдительны!» чаще всего звучит как призыв остерегаться воров и мошенников. Не так было в советское время. Тогда каждый школьник знал, что это слова Юлиуса Фучика, чешского журналиста‑коммуниста. 

Фучик был, разумеется, большим другом СССР. Свою книгу о Стране Советов, вышедшую в 1932 г., он озаглавил: «В стране, где наше завтра — вчерашний день». В апреле 1942 г. Фучик, руководивший подпольными изданиями чехословацкой компартии, был арестован гестапо и заключен в пражскую тюрьму Панкрац. Последняя запись его тюремного дневника, сделанная 9 июня 1943 г., заканчивалась словами: «ЛЮДИ, Я ЛЮБИЛ ВАС, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!» Три месяца спустя автор дневника был казнен в берлинской тюрьме Плётцензее, однако дневник уцелел, В 1945 г. он был опубликован под заглавием «Репортаж с петлей на шее» и переведен на 70 языков, включая, разумеется, русский. 

Советским людям довоенного поколения призыв к бдительности был знаком и раньше. В 1937 г., в разгар борьбы с «врагами народа», в Москве вышла книжка под названием «Будем бдительны! Указатель литературы по вопросам вредительско-диверсионной и шпионской работы иностранных разведывательных органов». Да и после войны фучиковский призыв использовался у нас не столько как антифашистский лозунг, сколько как страшилка против идеологического противника. 

Тут мы продолжали традицию якобинцев. «Бдительность, — говорил Робеспьер, — это страж прав народа», добродетель, «необходимая для спасения свободы» (речь 18 декабря 1791 г. в Обществе друзей конституции). Синонимом «бдительности» было у него «недоверие» — «спасительное недоверие, которое является вернейшим стражем свободы» (речь в Учредительном собрании 1 сентября 1789 г.). 

Неудивительно, что в 1924 г. один из соратников Ленина заметил: «Недоверие к людям, т. е. критическое отношение к ним, действительно было характерно для Ленина, руководившегося в жизни принципом Робеспьера: „Основная добродетель гражданина есть недоверие“» (А. Мартынов в предисловии к книге Л. Мартова «Записки социал‑демократа»). Отсюда уже недалеко и до сталинской фразы, приведенной в книге Анри Барбюса «Сталин» (1935): «Здоровое недоверие — хорошая основа для совместной работы». 

Кумиром самого Робеспьера был Демосфен, которому Плутарх приписывал изречение: «Лучшее ограждение от тиранов — недоверие граждан». Это перефразированная цитата из «Второй речи против Филиппа Македонского», произнесенной Демосфеном в 344 г. до н.э.: «Но есть одна вещь, общая у всех разумных людей, которую природа имеет сама по себе как оборонительное оружие; она хороша и спасительна для всех, а особенно для демократических государств против тиранов. Что же это такое? Это — недоверие». 

Однако не следует думать, что политическая бдительность — понятие исключительно якобинское или большевистское. На эмблеме Верховного штаба объединенных вооруженных сил Европы (т.е. НАТО) помещен латинский девиз «VIGILIA PRETIUM LIBERTATIS» — «Бдительность — цена свободы». Этот девиз был принят в 1952 г., при первом Верховном главнокомандующем ОВС Европы Дуайте Эйзенхауэре. 

Он представляет собой латинскую версию английского изречения «Eternal vigilance is the price of liberty» — «Цена свободы — неустанная бдительность». Изречение это появилось не позднее 1833 г.; оно приписывалось Томасу Пейну, Томасу Джефферсону и другим лидерам американской революции. Президент США Эндрю Джексон в своем прощальном обращении к нации от 4 марта 1837 г. заявил: «Вечная бдительность народа — вот цена свободы». Всё это — перефразировки высказывания ирландского судьи и оратора Джона Филпота Кёррана: «Условие, при котором Бог даровал человеку свободу, — это неустанная бдительность» (речь в Дублине 10 июля 1790 г.). 

В 1937 г. вечный борец за свободу Джордж Оруэлл заметил: «Порою мне кажется, что цена свободы — не столько вечная бдительность, сколько вечная грязь» («Дорога к пирсу Уигана», гл. 4). 

Важно заметить, что в рамках англо-американской традиции бдительность есть недоверие к власти, а вовсе не к собственным гражданам, как это было у нас при Сталине, да и не только при нем. Именно об этом говорил английский литератор Норман Дуглас (1868–1952): «Недоверие к власти должно быть первейшим гражданским долгом». 

Константин Душенко. 

Журн. «Читаем вместе», 2012, № 4 (апрель).

Все записи



Copyright © Душенко, Издательство "ЭКСМО"


НОВОСТИ И АНОНСЫ


05.07.2018 В № 3 (март), журнала «Читаем вместе» за 2018 г. опубликована статья Константина Душенко «Братья по разуму»

04.06.2018 В № 12 (декабрь) журнала «Читаем вместе» за 2017 г. опубликована статья Константина Душенко «Скелет в шкафу».

Архив новостей

НОВАЯ ВИКТОРИНА!

 

ГДЕ КУПИТЬ
ПОДПИСКА

 





Книги Константина Душенко


Обратная связь

Rambler's Top100