Афоризм дня

Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят. Марк Аврелий






  Новости и анонсы

13.06.2012

В № 5 (май) журнала «Читаем вместе» за 2012 г. опубликована статья Константина Душенко «Женщина не имеет души» из цикла «История знаменитых цитат».

Женщина не имеет души 

В «Преступлении и наказании» студент Разумихин говорит Раскольникову: «Вот тут два с лишком листа немецкого текста, — по-моему, глупейшего шарлатанства: одним словом, рассматривается, человек ли женщина или не человек? Ну и, разумеется, торжественно доказывается, что человек». 

Точно ли такая книга существовала? Да, существовала. Только появилась она почти на три века раньше «Преступления и наказания». 

В 1595 году в немецком городке Цербст был опубликован анонимный латинский трактат «Новое рассуждение против женщин, доказывающее, что они не люди». Его автором считается немецкий гуманист Валенс Ацидалий, умерший в том же году в возрасте 28-ми лет. Трактат этот был пародией на богословские рассуждения анабаптистов — самого радикального крыла протестантов, отрицавших божественную природу Христа. Пародия удалась блестяще: даже люди ученые приняли ее всерьез. В том же году лютеранский богослов Симон Гедик издал контр-трактат «В защиту женского пола», а затем оба трактата неоднократно перепечатывались под одной обложкой. 

В 1647 г. вышел итальянский перевод «Нового рассуждения» — под заглавием «О том, что женщина не принадлежит к человеческому роду». Четыре года спустя папа Иннокентий X включил это издание в перечень запрещенных книг, а Элена Кассандра Таработти (ныне ее причисляют к предшественницам феминизма) написала опровержение — книгу «О том, что женщина принадлежит к человеческому роду». 

Все это лишь способствовало популярности трактата Ацидалия. В 1666 г. он был упомянут в книге Ферранте Паллавичино «Душа» (1666), но уже под новым, никогда не существовавшим заглавием: «О том, что женщина не имеет души и не принадлежит к человеческому роду, как следует из многих мест Священного Писания». Так родилась формула «Женщина не имеет души». 

В 1673 г. вышло в свет «Рассуждение о полигамии» на латинском языке. Его автором был Иоганн Лейзер, немецкий лютеранский пастор и военный капеллан датской армии. Полигамия в «Рассуждении...» одобрялась, поэтому автор укрылся под псевдонимом. В защиту многоженства Лейзер приводил довод о неполноценности женщины по сравнению с мужчиной, а в подтверждение сослался на 2-й Маконский собор 585 г. — один из поместных соборов франкской (затем французской) церкви. Дескать, на этом соборе рассматривался вопрос о том, можно ли считать женщину человеком, и епископы ответили на него утвердительно лишь после долгих дебатов. 

Француз Пьер Бейль включил это сообщение в свой «Исторический и критический словарь» (1695–1702) — первую многотомную энциклопедию. Здесь же упоминалась несуществующая книга «О том, что женщина не имеет души». Отсюда и родилась легенда о Маконском соборе — одна из самых стойких легенд относительно средневекового христианства. Наши научные атеисты позаимствовали ее из книги Августа Бебеля «Женщина и социализм» (1883): «Маконский собор спорил в VI столетии о том, есть ли у женщины душа, и решил этот вопрос утвердительно большинством в один голос». Иногда даже указывается точнее: большинством тридцать два голоса против тридцати одного. 

Да что там научные атеисты — о такого рода богословских спорах упоминается даже в книге «Интеллектуалы в Средние века» (1957) знаменитого французского медиевиста Жака Ле Гоффа. А в марте нынешнего, 2012 года, легенда о Маконском соборе была совершенно всерьез изложена в лекции на телеканале «Культура» в проекте «Academia». 

Что же на самом деле произошло в бургундском городке Макон в 585 году? В документах Маконского собора ни о женщине, ни о ее душе не говорится ни слова. Имеется лишь сообщение, появившееся столетие спустя в «Истории франков» Григория Турского, VIII, 20: «Поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком» — т.е. словом ‘homo’, ибо клирики общались между собой на латыни. Это замечание носило сугубо филологический характер: в классической латыни слово ‘homo’ означало человека вообще, но в Средние века оно уже применялось по-преимуществу к мужчине. Вопрос был решен незамедлительно ссылками на Святое Писание, в частности, на Книгу Бытия, 1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Сомневавшийся участник собора, «получив от епископов разъяснение, успокоился». И до появления пародийного траката Ацидалия, т.е. до самого конца XVI века, спорить на эту тему никому и в голову не приходило. 

Другой, не менее популярный извод той же легенды мы находим в романе Александры Марининой «Иллюзия греха» (1997): «Истинные, правоверные мусульмане (...) считают, что у женщины нет души». Между тем в Коране неоднократно утверждается обратное, например: «Аллах обещал верующим, и мужчинам и женщинам, райские сады» (сура 9-я, стих 72). 

Однако оспаривать ходячие легенды — все равно что воевать с ветряными мельницами. 

Константин Душенко. 

Журн. «Читаем вместе», 2012, № 5 (май).

Все записи



Copyright © Душенко, Издательство "ЭКСМО"


НОВОСТИ И АНОНСЫ


05.07.2018 В № 3 (март), журнала «Читаем вместе» за 2018 г. опубликована статья Константина Душенко «Братья по разуму»

04.06.2018 В № 12 (декабрь) журнала «Читаем вместе» за 2017 г. опубликована статья Константина Душенко «Скелет в шкафу».

Архив новостей

НОВАЯ ВИКТОРИНА!

 

ГДЕ КУПИТЬ
ПОДПИСКА

 





Книги Константина Душенко


Обратная связь

Rambler's Top100