Афоризм дня

Единственная возможность изменить мужчину по-настоящему — когда тот еще в пеленках. Натали Вуд






  Когда я слышу слово "культура"

Когда я слышу слово "культура"

В мартовском номере журнала «Читаем вместе» опубликована статья Константина Душенко «Когда я слышу слово “культура”» из цикла «История знаменитых цитат».

------------------------------------------


Когда я слышу слово «культура»



В сентябре 1933 г. писатель Ганс Йост написал письмо Генриху Гиммлеру, своему давнему приятелю. Он советовал шефу СС отправить Томаса Манна «освежиться» в концлагерь Дахау. Гиммлер поблагодарил за совет и не стал разъяснять, что Манн уже за кордоном, в Швейцарии.


В юности Йост мечтал стать миссионером. В 1914-м пошел добровольцем на фронт, но вскоре был комиссован. В 20-е гг. он уже считался одним из виднейших драматургов нового поколения, а в 1932 г. вступил в нацистскую партию, получив партбилет № 1 352 376.


20 апреля 1933 года, в день рождения фюрера и в его присутствии, в Берлине была впервые сыграна драма Йоста «Шлагетер». Фюреру драма понравилась; понравилось и посвящение автора: «Адольфу Гитлеру с любовью, уважением и неизменной верностью». «Шлагетер» оказался самой доходной нацистской пьесой. За год ее поставили 110 театров, показали более чем в тысяче городов; она 16 раз транслировалась по радио, была включена в школьную программу и принесла Йосту почти 50 тыс. марок.


О герое пьесы уже мало кто помнит. Альберт Лео Шлагетер, 28-летний офицер, член одной из нацистских организаций, в мае 1923 г. был расстрелян французскими оккупационными властями в Руре за диверсию на железной дороге. У Йоста он стал «последним солдатом мировой войны и первым солдатом Третьего рейха». В 1-м действии студент Шлагетер ведет долгие споры со своим военным товарищем Фридрихом Тиманном. Шлагетер мечтает о карьере интеллектуала; Тиманн возбужденно толкует о «крови», «расе», «самопожертвовании» и в конце концов заявляет:


— Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера.


Хотя изрекает это не главный герой, именно эти слова застревали в памяти зрителя. Их стали приписывать вождям — Гиммлеру, Геббельсу, Гейдриху, Гитлеру, но чаще всего Герингу. Могли ли вожди говорить такое прилюдно? Сомневаюсь. Как заметил один из историков искусства Третьего рейха, нигде сфера культуры не ценится так высоко, как в стране победившего тоталитаризма. Мартин Борман называл культуру «самым важным и значительным инструментом партии», а на стенах Дома немецкого искусства в Мюнхене были начертаны изречения фюрера:


«Искусство есть единственный бессмертный результат человеческого труда»;

«Ни один народ не живет дольше, чем памятники его культуры».


Культура, понятно, должна быть «здоровой», «народной», «мобилизующей», короче, правильной. Как указывал вождь (я о Гитлере), «художник творит не для художника: он творит для народа»; а уж вождь решал, какая именно культура народу нужна. Слово «культура» ему не мешало.


Тем временем Йост стал главным по части литературы и театра, заняв множество видных постов. Он успешно провел чистку «чужеродных элементов» и первым удостоился партийной премии в области литературы и искусства. В годы войны он был произведен в группенфюреры и прикомандирован к штабу Гиммлера в качестве летописца и барда СС. Группенфюрер Ганс Йост глубоко проникся идеей колонизации «Восточных земель», посещал концлагеря и слушал речь Гиммлера перед верхушкой СС об «окончательном решении еврейского вопроса». После войны его привлекли к суду, сперва как «попутчика», потом как «одного из главных виновников», и приговорили к 3,5 годам. Спасением от тюремной скуки стали для него переводы новейшей французской поэзии. Умер Йост в ноябре 1978 года.


Но фраза его живет. И рождает новые фразы:


«Когда я слышу слово “пистолет”, я хватаюсь за свою культуру» (Эрвинг Джон Гуд, английский математик).


«Когда я слышу слово “культура”, я хватаюсь за свой бумажник» (продюсер в фильме Годара «Презрение»).


Версия XXI века: «Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за джойстик».


Константин Душенко


«Читаем вместе», март 2007

Все записи



Copyright © Душенко, Издательство "ЭКСМО"


НОВОСТИ И АНОНСЫ


05.07.2018 В № 3 (март), журнала «Читаем вместе» за 2018 г. опубликована статья Константина Душенко «Братья по разуму»

04.06.2018 В № 12 (декабрь) журнала «Читаем вместе» за 2017 г. опубликована статья Константина Душенко «Скелет в шкафу».

Архив новостей

НОВАЯ ВИКТОРИНА!

 

ГДЕ КУПИТЬ
ПОДПИСКА

 





Книги Константина Душенко


Обратная связь

Rambler's Top100