Афоризм дня

«Франкенштейн» — это книга, из которой мы узнаем, что получается, когда мужчина пробует завести ребенка без помощи женщины. Энн Меллор, английская писательница






  Браки совершаются на небесах

Браки совершаются на небесах

В «Войне и мире», в минуту решительного объяснения князя Андрея с отцом Наташи, Наташу тревожит только одно: «Мама, это не стыдно, что он вдовец?» — «Полно, Наташа. Молись Богу. Les mariages se font dans les cieux» («Браки совершаются на небесах»). Так оно в конце концов и выходит. Только оказывается, что на небесах совершился не этот брак, а другой.

Кто же первым сказал «Les mariages se font dans les cieux»? Одной из первых — королева Маргарита Наваррская (1492—1549), в новелле «О двух любовниках» из сборника «Гептамерон». И тут же добавила: «...но это не относится к бракам по принуждению», — тогда они были делом обычным.

В 1572 году принцесса Маргарита Валуа сочеталась браком с Генрихом де Бурбоном, будущим королем Генрихом IV. Жених и невеста были совершенно равнодушны друг к другу, а их свадьба закончилась Варфоломеевской ночью. Десять лет спустя королева Марго написала одному из своих любовников: «Пусть мне не говорят, что браки совершаются на небесах — небеса не способны на столь ужасную несправедливость».

Но мудрость о браке и небесах гораздо старше и Маргариты Валуа, и Маргариты Наваррской. Появилась она в Мидраше — еврейском толковании Библии. Первый трактат Мидраша «Берешит рабба» (толкование книги Бытия) был составлен, вероятно, в V веке н.э. В нем говорится: «Пары подбираются на Небесах» (или, в другом переводе: «Чета дается человеку от Всевышнего»). Сказано это о встрече Ревекки с Исааком, предназначенным ей в мужья.

Здесь же приводилась занимательная история о раввине Иосе бен Халафта, жившем в середине II в. н.э. Некая римская матрона спросила его: «Что Господь делает после того, как сотворил мир?» — «Сочетает пары», — ответил рабби. «И это его занятие? Да это и я бы могла». — «Тебе это кажется легким, а вот для Бога это не легче, чем раздвинуть воды Красного моря». Матрона ушла домой, поставила в ряд тысячу слуг и тысячу служанок, и сказала: «Такой-то женится на такой-то, а такая-то выйдет замуж за такого-то». Наутро все они явились избитые и израненные — не сошлись, так сказать, характерами.

Согласно трактату «Берешит рабба», «в трех разных местах Святого Писания сказано, что небеса предназначают женщину мужчине». В Притчах: «Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа». В Бытии, о браке Исаака с Ревеккой: «От Господа пришло это дело». В Книге Судей, о браке Самсона с «женщиной из Фимнафы»: «это от Господа». Однако Исаак жил с Ревеккой долго и счастливо, а семейную жизнь Самсона иначе как катастрофой не назовешь. Мог ли Всевышний так ошибиться?

Тут-то и выясняется, что небеса, устраивая браки, имеют в виду свои собственные цели, которые с нашими совпадают отнюдь не всегда. Исаак должен был стать родоначальником еврейского народа, а Самсон — покарать филистимлян. Поэтому небеса и дали ему жену-филистимлянку, сумевшую за неделю поссорить со своими сородичами героя-богатыря.

В Англии и во Франции изречение «Браки совершаются на небесах» уже в XVI веке было дополнено словами: «...а исполняются на земле». (Вариант нашего современника Геннадия Малкина: «...а исполняются по месту жительства»). Формула «Браки совершаются на небесах, а исполняются на земле» даже вошла в сборник юридических норм, изданный во Франции в 1608 году. То же самое, чуть другими словами, говорила Франсуаза Саган: «Все браки удачны. Трудности начинаются после брака». А еще раньше — австрийская писательница Мария Эбнер фон Эшенбах (1830—1916): «Браки совершаются на небесах, но там не заботятся, чтобы они были удачны».

Ныне, когда число разводов и свадеб почти сравнялось, идея нерасторжимого брака, заключенного на небесах, кажется архаической. На это можно возразить цитатой из американской писательницы Верджилии Питерсон (1904—1966): «Хотя многие браки распадаются, они остаются нерасторжимыми. Настоящий развод, развод сердец, нервов и чувств невозможен — ведь нельзя развестись со своей памятью».

Константин Душенко.

«Читаем вместе», 2008, № 3 (март)

Все записи



Copyright © Душенко, Издательство "ЭКСМО"


НОВОСТИ И АНОНСЫ


05.07.2018 В № 3 (март), журнала «Читаем вместе» за 2018 г. опубликована статья Константина Душенко «Братья по разуму»

04.06.2018 В № 12 (декабрь) журнала «Читаем вместе» за 2017 г. опубликована статья Константина Душенко «Скелет в шкафу».

Архив новостей

НОВАЯ ВИКТОРИНА!

 

ГДЕ КУПИТЬ
ПОДПИСКА

 





Книги Константина Душенко


Обратная связь

Rambler's Top100