Афоризм дня

Когда кого то любишь, всегда думаешь, что обязана помочь ему измениться. Это типично женская иллюзия. Любовь не может быть терапией. Изабель Аджани






  Я готов целовать песок...

Я готов целовать песок...

Один из выпусков телевизионной «Утренней почты» начала 1980-х гг. снимали в Алуште. Среди выступавших был Володя Маркин, культорг оздоровительно-спортивного лагеря МЭИ. И спел он такую песню:

Мне бы жизнь свою, как кинопленку,

Прокрутить на десять лет назад,

Чтобы стала ты простой девчонкой,

Чистой-чистой, как весенний сад.

Вижу тень наискосок,

Рыжий берег с полоской ила.

Я готов целовать песок,

По которому ты ходила.

Снова тень наискосок... (и т.д.).

А когда весенними ночами,

Часто думая, что я влюблен,

Я твоими чёрными очами

Был тогда, как птица, окрылён.

Припев

Мне бы стать бы синей-синей птицей,

Петь не хуже, чем все соловьи.

Не целуйся, слышишь — не целуйся,

Не целуйся, слышишь, — без любви.

Припев

С этого дня и Маркин, и песня стали известны от Москвы до самых до окраин. Кто же ее написал?

В реестре Российского авторского общества автором слов значится Марина Могилевская (настоящее имя: Марта Магилевская), которая с 1982 г. работала в редакции музыкальных программ Гостелерадио, а потом стала музыкальным продюсером. В качестве авторов музыки указаны Владимир Маркин и Эльбрус Черкезов, музыкант-аранжировщик.

Однако песня появилась раньше. Ее первоначальный текст можно найти в сборниках «самодеятельных» песен:

Мне бы жизнь твою, как кинопленку

Прокрутить лет на восемь назад.

Чтоб была ты стройною девчонкой,

Чистой-чистой, как весенний сад.

Режут тени наискосок

Рыжий берег в полосках ила,

Я готов целовать песок,

По которому ты ходила.

Чтобы ливня хлещущие струи

Навсегда, навеки, до конца

Смыли все чужие поцелуи

С твоего любимого лица.

Припев.

Мне бы только птицей обернуться,

Пел бы звонче, чем все соловьи.

Не целуйся, слышишь, не целуйся,

Не целуйся, слышишь, без любви.

Припев.

Этот текст — кроме припева! — есть не что иное, как слегка подправленное стихотворение Игоря Кобзева, опубликованное в его сборнике «Московский май» в 1960 г., за два года до рождения Марины Могилевской.

Однако крылатыми стали именно строки припева. Припев неведомые авторы песни заимствововали у другого поэта — Владимира Павлинова. Его стихотворение «Память» было опубликовано в № 1 «Молодой гвардии» за 1965 г., а три года спустя, под названием «Волны», — в единственном сборнике стихов Павлинова «Лицо». Здесь речь шла не только о поцелуях:

Ты так нежно и так несмело

В час, когда засыпал залив,

Отдала мне все, что имела,

Ничего взамен не спросив!..

Режут тени наискосок

Рыжий берег в полосках ила.

Я готов целовать песок,

По которому ты ходила.

Старый пруд затянула ряска,

Укатилась волна, звеня,

Но твоя голубиная ласка

До сих пор убивает меня.

Я брожу по песку годов,

Болью полный, любовью полный,

Но не вижу твоих следов:

Их, наверное, смыли волны.

Владимир Павлинов родился в Москве в 1933 г., окончил Московский нефтяной институт, работал на Алтае в геологоразведочной партии, затем буровым мастером в Средней Азии. Умер он рано, в 1985 г. На его стихи написано несколько «бардовских» песен — «Холода», «Горький мед» и другие.

Выходит, что авторами текста песни Маркина следует считать по меньшей мере трех человек: Кобзева, Павлинова и, возможно, Могилевскую (если вторая строфа действительно принадлежит ей, а не взята из неизвестного нам «самодеятельного» варианта).

Добавим еще, что лирический герой стихотворения Павлинова был не первым, кто хотел целовать след любимых ног. Петр Вяземский в своей «Старой записной книжке» рассказывает о впечатлении, которое произвела у нас романтическая трагедия Виктора Гюго «Эрнани», поставленная с грандиозным скандалом в Париже в 1830 г.: «Стихи из нового произведения поэта переходили из уст в уста и делались поговорками». И приводит пример: «Oh! je voudrais savoir (…), Ou vous avez marche, pour baiser le pave», или, в переводе самого Вяземского: «Желал бы я знать, где ты ходила, чтобы целовать ту землю».

Вот такая история.

Константин Душенко.

«Читаем вместе», 2009, № 10 (декабрь).

Все записи



Copyright © Душенко, Издательство "ЭКСМО"


НОВОСТИ И АНОНСЫ


05.07.2018 В № 3 (март), журнала «Читаем вместе» за 2018 г. опубликована статья Константина Душенко «Братья по разуму»

04.06.2018 В № 12 (декабрь) журнала «Читаем вместе» за 2017 г. опубликована статья Константина Душенко «Скелет в шкафу».

Архив новостей

НОВАЯ ВИКТОРИНА!

 

ГДЕ КУПИТЬ
ПОДПИСКА

 





Книги Константина Душенко


Обратная связь

Rambler's Top100